“…Сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен”

1 мая 2021 года, в Великую Субботу, в храме Спаса на водах Божественную литургию святителя Василия Великого в сослужении клириков храма совершил настоятель протоиерей Андрей Амелин.

В этот день Литургия совершается в соединении с вечерней. По малом входе были прочитаны паремии из Ветхого Завета, содержащие пророчества и прообразы Воскресения Христова, с торжественным пением библейских стихов.

Во время пения торжественного прокимна «Воскресни, Боже, суди земли» священство облачилось в белые одежды, символизируя свершенную победу Христа и начало Пасхи. Также было совершено переоблачение “в светлейший чин” Престола и жертвенника.

После прочтения апостольского послания женское трио под управлением Анастасии Егоровой исполнило Аллилуарий Великой Субботы.

В конце водосвятного молебна прочитаны молитва на благословение брашна (яиц и прочей скоромной пищи) и вознесена молитва о мире на Святой Земле.

Затем было совершено освящение хлебов и вина. Это является напоминанием о древнем благочестивом обычае христиан – ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение Деяний святых апостолов. Ввиду строгого поста, который соблюдался в продолжение целого дня до наступления праздника Пасхи, а также предстоящего бдения, Церковь подкрепляла силы верующих благословенными хлебом и вином.

По окончании богослужения совершено окропление святой водой принесенной прихожанами пасхальной снеди.

О событиях Великой Субботы и их духовном значении:

День Великой Субботы посвящен воспоминанию погребения Господа и Его сошествия во ад. В пятницу вечером, сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, праведные Иосиф Аримафейский и Никодим положили пречистое Тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина и другие женщины, следовавшие за Иисусом Христом во время Его проповеди, ставшие впоследствии мироносицами.

Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: “Воскрес из мертвых”, – в субботу испросили у Пилата воинов-стражников, приставили их ко гробу и самую гробовую пещеру запечатали (Мф. 27: 57-66; Ин. 19: 39-42). Тем самым они доставили истинности Воскресения Христа неопровержимое подтверждение.

Об этом размышляет святитель Феофан Затворник: “Господь спит во гробе телом, душею же сошел Он в ад и находящимся там душам проповедал спасение. Все святые ветхозаветные были не в раю, хоть и пребывали в утешительной вере, что введены будут туда, как только придет на землю Обетованный, верою в Которого жили они. Его пришествие и там предвозвестил Предтеча. Когда же снисшел Господь, – все веровавшие прилепились к Нему и Им возведены в рай. Но и этот рай только преддверие настоящего рая, имеющего открыться после всеобщего воскресения и суда. В нем и все новозаветные святые хотя блаженствуют, но ожидают еще большого совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех” (“Мысли на каждый день года”).

Об этом в ярких образах говорят нам слова песнопений и молитв. “Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества: егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы Небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе”.

Образ поверженного ада – это не только символ Великой Субботы, но и один из ярчайших образов, изображаемых на иконе Воскресения Христова. Таким образом, нынешний день есть связующее звено между скорбными событиями Страстной Седмицы и Воскресением Христовым – Пасхой, Праздником праздников и Торжеством из торжеств.