«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…»

15 февраля 2021 года, в двунадесятый праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа, Божественная литургия в храме Спаса на водах для удобства работающих в будний день была совершена дважды: в 7 и в 9 часов.

По заамвонной молитве в центре храма пред иконой праздника был совершен общий молебен с прошениями, прочитана молитва ко Господу нашему Иисусу Христу и всенародно пропето величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень».

В праздник Сретения Господня христиане воспоминают встречу Святого семейства с праведными Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей в Иерусалимском храме.

По древнееврейскому обычаю, если у молодой матери первенцем был мальчик, на 40-й день после рождения его приносили в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Богу. Так поступили и Иосиф с Девой Марией.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и возблагодарив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2: 29 – 32). Пресвятой Деве праведный Симеон предсказал, что Ее Сына ждет страдание и Крест, и сама Она познает много скорби.

При этом присутствовала Анна — престарелая вдова, наделенная пророческим даром. Она рано осталась без мужа и с тех пор всё время проводила в храме в постоянной молитве. Анна Пророчица тоже узнала Спасителя и стала рассказывать народу о Его пришествии.

Праздник Сретения Господня по своим особенностям богослужения причислен к двунадесятым, но не Господским, а Богородичным праздникам.

Песнь Симеона Богоприимца вошла в состав богослужебных песнопений. Этот древнейший христианский гимн поется в конце вечерни, перед утреней, что символично: чинопоследование вечерни отражает ветхозаветную историю, а она, по сути, завершается старцем Симеоном, взявшим на руки Спасителя.