Воспоминание Тайной Вечери

В день установления Таинства Евхаристии Божественная литургия свт. Василия Великого в храме «Спас-на-Водах» была совершена дважды:  для удобства работающих в будний день— ранняя в 7 часов и поздняя в 9 часов.

В оба богослужения храм был полон верующих, пришедших  в этот день соединиться со Христом в таинстве Святого Причащения: более сотни из них присутствовали накануне на общей исповеди, не меньше было и на индивидуальной в сам день воспоминания Тайной Вечери. На каждой литургии Причастие совершалось из двух Чаш.

Со слов прихожан:

«…очень ценно то, что в  храме «Спас-на-Водах» в Великий Четверг, как и большие церковные праздники, дополнительно служится ранняя Литургия. Сегодняшний день очень важен для верующих, и даже не смотря на то, что по календарю он рабочий и учебный, мы всей семьей смогли быть причастны Тела и Крови Христовой».

«…стало очень удобно, что в храме сделали дополнительное место распространения  свечей и икон. Так же это значительно ускоряет процесс подачи записочек». А такое место, дополнительная небольшая свечная лавочка, действительно организовано по благословению настоятеля для удобства прихожан: храм небольшой, и, при стечении верующих, ранее в узком притворе создавалась очередь, препятствующая свободному перемещению.

О Великом Четверге.

В этот день в богослужении воспоминаются четыре важнейших события из жизни Христа Спасителя: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное Таинство св. Евхаристии; омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва в саду Гефсиманском и предательство Иисуса Христа Иудою на страдания и смерть.

Тайная Вечеря – центр всего христианского богослужения. «Сие творите в Мое воспоминание» – заповедал Христос (Лк. 22, 29). Каждая литургия – это участие верующих в Тайной Вечере. Поэтому все православные, по возможности, с усердием стремятся в этот день подготовиться и приступить к Причастию Святого Тела и Крови Христовых.

Этот четверг называется также «чистым» не только оттого, что в доме к этому дню все должно быть чисто и прибрано, но более потому, что в Таинствах исповеди и причастия очищается душа человека.

На Литургии вместо Херувимской песни, запричастного и причастного стихов, а также вместо «Да исполнятся уста наша» поется молитвенная песнь: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». (Перевод: «Сыне Божий! Сделай меня ныне участником Твоей Тайной Вечери (удостой причаститься Святых Таин), потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда (т.е. не буду изменять Тебе худою жизнью), но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем»).

В проповеди в день воспоминания Тайной Вечери настоятель прихода протоиерей Андрей Амелин отметил, что «…в  Страстной седмице Великий Четверг особо выделяется, поскольку в этот день, который в простонародье стали называть «чистым» четвергом, Господь совершил нечто важное, что является сердцевиной Церкви Божией. Он совершил Евхаристию – Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Господа.

Если есть в человеке любовь к ближнему, то для него и исповедь, и Причастие (греч. евхаристия – благодарение), —  всё имеет глубокий смысл: человек возвышается в очах Божиих, ибо Бог есть любовь.

Господь даёт человеку вкусить Его благодать тогда,  когда человек творит добро, «гребёт против течения», что-то от себя жертвует, — пусть даже своё личное время, поможет кому-то. Ведь каждый из нас на своём поприще может послужить ближнему своему, например учитель – ученикам, ученики – учителю, чиновник – людям, избравшим его, и так далее. К этому нас призывает Господь.

Поэтому дай Бог нам это добро в своей жизни творить. И если что-то не получается – не страшно,  главное — стремиться к этому. Иногда даже и просто иметь благие намерения в своём сердце, ведь даже есть  пословица такая: «Бог и намерения целует», то есть приветствует доброе намерение, доброе расположение.

Где-то сдержать свой гнев – это тоже «грести против течения». И зачастую это бывает сделать очень трудно. Например, в какой-нибудь очереди человек кричит, рвется пройти вперёд, все начинают нервничать… Да пропустите его, пусть идёт. Слава Тебе, Господи! А ведь Господь и говорит: «Те, кто желает быть первыми в Царствии Божием, кто гордится – те будут последними, а те, кто в этом веке смиряются, творят добро, будут первыми».

Как в чине отпева поётся: «…в равном достоинстве пред Богом стоят царь и нищий», так как всё вещественное имущество, которое есть у человека, не играет никакой роли в очах Божиих, но важно то, что внутри человека, что мы созидаем в течении всей своей жизни, наша внутренняя духовная составляющая.

Поэтому будем стяжать благодать Божию, будем стараться с Божией помощью идти по пути, постоянно взбираясь на гору Фаворскую. Аминь», — завершил пастырское слово настоятель.

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники