«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение…»

Утром,18 января, в Крещенский сочельник, в храме «Спас-на-Водах»  было совершено уставное богослужение. Служба Навечерия Богоявления состояла из Великих (Царских) часов, изобразительных и вечерни с литургией святителя Василия Великого, в конце которой совершается освящение воды.

В состав Царских часов входят псалмы, содержащие пророчества о пришествии в мир Христа Спасителя и явлении Господа на водах Иордана. Об этом же поется в тропарях часов.

По завершении чтения изобразительных духовенством прихода была совершена Божественная литургия по чину святителя Василия Великого.

Так же, как и в Рождественский сочельник, литургия в этот день начиналась великой вечерней. На «Господи воззвах» пелись стихиры праздника Крещения Господня и совершался вход с Евангелием.

Затем были прочитаны паремии (тексты из Ветхого Завета), в которых перечислялись различные события Ветхого Завета, являвшиеся прообразами крещения или сообщающие о действиях промысла Божия, совершавшихся через стихию воды. Паремии чередовались особыми тропарями, завершающие слова которых, при открытых Царских вратах, пелись попеременно духовенством в алтаре и хором.

После завершения паремий, малой ектении и возгласа «Яко Свят еси, Боже наш…», началось пение Трисвятого и дальнейшее последование Божественной литургии по чину святителя Василия Великого.

После чтения заамвонной молитвы настоятель прихода протоиерей Андрей Амелин с сослужащим духовенством совершил Великое водоосвящение. Этот чин называется Великим ввиду особенной торжественности богослужения, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и освящение самого естества воды, через погружение в нее Сына Божия во плоти.

Затем была возглашена ектения: «Миром Господу помолимся…», в которой возносились многочисленные прошения к Богу об освящении воды.

Сердцевина чинопоследования — прочтение настоятелем вначале тайно, а потом велегласно продолжительной молитвы: в ней от лица всего народа испрашивается у Бога «наитие Святого Духа» на воду.

По окончании чтения всех молитв честный Крест трижды погружался в воду при пении тропаря праздника Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителей бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».

Освященной водой был окроплен храм и все присутствующие в нем.

На пастырском слове о празднике отец Андрей отметил, что «…у Иордана собиралось великое множество людей, потому что люди чувствовали, что должно произойти событие, о котором возвещали ветхозаветные пророки, и все человечество чувствовало в то время, что будут какие-то перемены, было ощущение тревоги. Это собирались те люди, которые искали Бога, у которых была духовная жажда. Они спрашивали Иоанна Крестителя что им делать. В ответ услышали самые простые наставления: быть людьми, не обижать слабых, выполнять свой долг, но самое главное – покаяться, то есть изменить свои сердца и свой ум. Покаяние – есть изменение ума, направление его к Богу. Это обращение к людям, которые ищут Бога. И Господь приходит в те места, где люди жаждут Его, встречают, ждут.

Для  людей, которые не ищут Бога, само богослужение неважно, нужна только вода, которую освящают в этот день. А что за этим стоит, что Господь хочет нам рассказать — это многих не волнует. То есть чисто потребительское отношение к жизни, как в рекламных телевизионных роликах , — девиз современного человека:  «Бери от жизни все!». И про церковь думают так же: дает церковь святую воду – надо брать, освящает куличи на Пасху – надо пойти, а что за этим стоит  — часто остается в человеческом сознании без внимания. Ещё жива в нашем сознании и «болезнь советского человека»: когда после освящения начинают разливать святую воду, люди зачастую начинают толкаться, ругаться, все куда-то спешат, опасаются нехватки, как раньше в магазинных очередях. Но, тем не менее, и людей, которые пока не могут осмыслить бытие Божие, Господь по милости своей ведет к церкви.

Дай Бог, чтобы на зов Божий, призыв к жизни по заповедям Божиим, наш народ откликался. И те люди, которые приходят в храм Божий даже просто за водой, испив эту воду, что-то меняли в своем сознании.  Мне известно много примеров,  когда люди, совершенно  не ищущие Бога, ничего не желающие знать, через  какие-то скорби и через употребление святыни, чтобы эти скорби потом оставили человека, развернули свой ум в сторону Бога и начинали свой жизненный путь уже по дороге, ведущей в жизнь Вечную, куда нас всех Господь и призывает.

Дай Бог нам, христианам, иметь терпение, разум не осуждать тех людей, которые ещё далеки от веры, поскольку и многие из нас были далеки, не были воспитаны в вере с детства, росли в нерелигиозных семьях. Но нас Господь привел Своими неисповедимыми путями к Себе. Будем молиться и за тех горожан, которые ещё не пришли к вере, но, может быть, уже стоят на её пути. Аминь.»

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники