Протоиерей Андрей Амелин совершил великое повечерие с чтением третьей части Великого покаянного канона

Вечером в среду первой седмицы Великого поста великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в храме Спаса на Водах совершил настоятель протоиерей Андрей Амелин.

Одна из главных духовных задач Великого поста — помочь человеку задуматься о своей жизни, увидеть свои недостатки и, с Божией помощью, исправить их. Чтение Великого покаянного канона в начале Великого поста помогает христианину молитвенно настроиться на предстоящие труды.

Покаянный канон св. Андрея Критского описывает знаменитые ветхозаветные события и образы — рай, грехопадение Адама и Евы, патриарха Ноя и потоп, землю Обетованную — и связывает их с чувством глубокого раскаяния за содеянные грехи. Давним событиям Священной истории святой придает личностный смысл, они показаны как символическое отображение тех душевных состояний, которые бывают у каждого человека.

Повествование ведется от первого лица. Дела Божии в прошлом — это дела, касающиеся нас и нашего спасения; грехопадение первых людей — наша всеобщая трагедия. Жизнь человека явлена как часть великой борьбы между Богом и силами тьмы, а местом этой борьбы становится человеческое сердце.

Один за другим раскрываются грехи людей как следствие утраты духовного союза с Богом, трагической разлуки, которая совершилась в грехопадении праотцев: «Я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов…». Ослушавшись своего Творца, человек лишился многих Божественных даров: «Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей…».

Ощущение своей беззащитности перед силами тьмы, своей зависимости от греха и одновременно упование на Бога очень важно и целительно для человека. Переживание человеком событий ветхозаветной истории как событий своей жизни — не поэтическая метафора. Чтобы осознать в полноте свое нынешнее греховное состояние, человек должен увидеть истоки своего бытия. Именно поэтому в своем Покаянном каноне преподобный Андрей возвращается к началу бытия и грехопадению. Молящийся погружается в первозданный мир, где все говорит о Боге, все отражает Его Божественную славу. Человеку открывается его прежнее блаженное состояние, то, каким он должен был стать и каким стал. Покаяние трудно для мира, в котором мы живем. Современный мир противоположен тому, первозданному. Он утерял знание о Боге и усвоил ложные представления о смысле человеческого бытия. Всеми силами этот мир старается заглушить в людях совесть и покаянное чувство.

Поврежденного грехом человека лукавый мир уверяет в том, что он здоров, в то время как духовно страждущий нуждается в немедленном и действенном лечении. Это лечение — покаяние. Святые отцы называли покаяние «духовной баней», ибо в нем человек омывается от тьмы грехов и восстанавливается в своем прежнем сияющем облике.

Пройдя путь Великого поста и очистив себя от греховной скверны, человек чистым сердцем встречает светлое Христово Воскресение и вместе со Христом приобщается вечной блаженной жизни.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники