Приуготовление к Великому посту. Богослужение Недели о блудном сыне (аудио)

23 февраля, в канун Недели о блудном сыне, в храме «Спас-на-Водах» совершено Всенощное бдение.

Во второй воскресный день, в который Церковь готовит нас к Великому посту, читается притча о блудном сыне, являющая нам образ покаяния грешного человека, возвращения к своему милосердному Отцу.

Как мытарь из Евангельской притчи прошлого воскресного дня не мнил себя праведником, а только умолял Бога быть милостивым к нему, грешному, так и блудный сын осознает всю меру своего падения. В нынешний день Святая Церковь присовокупляет к теме смирения мытаря тему возвращения и прощения. Блудный сын не просто осознает свою греховность и кается в этом – он возвращается к отцу, уповая на его милосердие, готовый начать новую жизнь хотя бы как раб, только бы в доме отчем. Евангельское повествование говорит нам о том, что Отец Небесный готов принять любого искренне кающегося как Своего возлюбленного сына, готов простить любой грех и «не воспомянуть его более».

После прочтения шестопсалмия и полного каждения храма, при свете свечей, при погашенных светильниках клиросный хор умилительно исполнил 136 псалом «На реках Вавилонских», повествующий о страданиях еврейского народа в вавилонском рабстве. Это одна из покаянных молитв, готовящих нас к Великому посту. С Недели о блудном сыне и две последующих за ней до Недели о Страшном суде мы будем слышать это песнопение в субботу вечером на полиелее.

Появление этого псалма именно в Неделю о блудном сыне – не случайно, как не случайно и то особое место, которое он занимает в тексте богослужения. Младший сын из притчи ушел «на страну далече», но жизнь вне отчего дома стала для него невыносимой, и он решил вернуться. Обстоятельства, при которых создавался 136-й псалом, на первый взгляд, иные – евреи были уведены из родного Иерусалима в Вавилон насильно, против воли. Однако общей темой и в притче, и в псалме является тоска по родине, по отчему дому, невыносимость жизни на чужбине. Церковь осмысляет древний псалом как плач о Небесной Отчизне, о Горнем Иерусалиме, которые человек утратил из-за своих грехов.

После прочтения Евангельского зачала и всенародного пения «Воскресение Христово видевши…», клиросный хор исполнил ещё одно покаянное песнопение, которое будет звучать на каждом субботнем вечернем богослужении ещё на протяжении шести недель: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию…».

Затем под чтение канона верующие благоговейно прикладывались ко Святому Евангелию на центральном аналое и подходили на помазание освященным елеем.

Чтения и песнопения этой недели, так же как и предыдущей, направлены на пробуждение покаяния и осознания своих грехов.

Плач человека о своих грехах и упование на милость Божию мы слышим  ещё в одном песнопении, исполняемом на утрени: «Объятия Отча отверсти ми потщися; блудно иждих мое житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе, ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче на небо и пред Тобою». («Объятия отеческие открыть мне поспеши: блудно я растратил жизнь мою, на богатство неисчерпаемое милостей Твоих, Спаситель, взирая безучастно! Ныне не презри обнищавшего моего сердца, ибо к Тебе, Господи, в сокрушении взываю: «Согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою!»).

Все тексты богослужения в Неделю о блудном сыне пронизаны соединением этого плача о своих грехах и радостью о том, что возможность вернуться не потеряна.

На предстоящей седмице (25 февраля – 2 марта) Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания: после сплошной Седмицы она вновь восстанавливает пост в среду и пятницу.

«На реках Вавилонских», псалом 136:

На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. Аллилуиа.

На вербиих посреде его обесихом органы наша. Аллилуиа.

Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении. Аллилуиа.

Воспойте нам от песней Сионских. Аллилуиа.

Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аллилуиа.

Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Аллилуиа.

Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. Аллилуиа.

Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль, глаголющия: истощайте, истощайте до оснований его. Аллилуиа.

Дщи Вавилоня окаянная. Блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Аллилуиа.

Блажен иже имет, и разбиет младенцы** твоя о камень. Аллилуиа.

(** «младенцы» — это греховные помыслы, которые разбиваются о камень веры – Христа Спасителя)

На реках Вавилонских (В.Крупицкий). Клиросный хор храма «Спас-на-Водах»г.Мурманск, регент диакон Илья Слащенко

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники