«Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов» (Мф. 26: 26)

В день установления Таинства Евхаристии Божественная литургия свт. Василия Великого в храме «Спас-на-Водах» была совершена дважды:  для удобства работающих в будний день— ранняя в 7 часов и поздняя в 9 часов. 

В этот день в богослужении воспоминаются четыре важнейших события из жизни Христа Спасителя: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное Таинство св. Евхаристии; омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва в саду Гефсиманском и предательство Иисуса Христа Иудою на страдания и смерть.

Тайная Вечеря – центр всего христианского богослужения. «Сие творите в Мое воспоминание» – заповедал Христос (Лк. 22, 29). Каждая литургия – это участие верующих в Тайной Вечере. Поэтому все православные, по возможности, с усердием стремятся в этот день подготовиться и приступить к Причастию Святого Тела и Крови Христовых.

Этот четверг называется также «чистым» не только оттого, что в доме к этому дню все должно быть чисто и прибрано, но более потому, что в Таинствах исповеди и причастия очищается душа человека.

На Литургии вместо Херувимской песни, запричастного и причастного стихов, а также вместо «Да исполнятся уста наша» поется молитвенная песнь: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». (Перевод: «Сыне Божий! Сделай меня ныне участником Твоей Тайной Вечери (удостой причаститься Святых Таин), потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда (т.е. не буду изменять Тебе худою жизнью), но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем»).

В храме «Спас-на-Водах» икона «Тайная Вечеря» располагается внутри центральной части над входом.

В проповеди в день воспоминания Тайной Вечери настоятель прихода протоиерей Андрей Амелин отметил, что храня в сердце суеверия, люди много боятся. Боятся не с той ноги встать. Или кошка черная перебежит дорогу и человек начинает мучиться этим. Или приснится, например, давно умерший родственник и позовет с собой, и человек уже изнемогает, дрожит от страха. И хорошо, что люди с этими вопросами приходят в храм, — это значит, что у людей какая-то вера сохраняется.

И вот осталась память о четверге, о том, что он «чистый». И часто задают вопрос: а в чистый четверг нужно убирать в квартире? То есть люди интуитивно чувствуют, что не с квартирой, не с уборкой это связано. Квартиры  убирать можно и нужно тогда, когда вы захотите. И в четверг, и в пятниц,  и в любой другой день, когда это необходимо, чтобы в квартире было чисто.

Существует суеверие, что в воскресенье ничего делать нельзя. Например, мыть посуду. А если это многодетная семья и целый день ничего не моется? Будут горы немытой посуды. Поэтому мыть приходится.

Но, спрашивается, нужно-ли все это Богу? Нет, не нужно. Богу нужно чистое сердце и чистая душа. Поэтому в Великий Четверг хорошо всегда исповедоваться и причаститься.

Слава Богу, мы две литургии сегодня отслужили, и на ранней литургии, отцы говорят, народу было даже больше. И хорошо: будний день, люди исповедовались, причастились и погрузились в обычную суету наших дней. Потому что трудиться приходится, работать приходится, зарабатывать как-то нужно, чтобы кормить свои семьи. Господь все это видит, «в поте лица своего должны трудиться» — говорит Господь. Когда человек трудится – в этом ничего плохого нет, когда ленится – это уже грех.

Но главное трудиться, не забывая о Боге, не забывая свое предназначение. Иначе человек погружается в бессмысленную суету. А когда учится за все благодарить Бога, — за скорби, за радости, — то это все человеку во спасение, во благо. Поэтому причаститься и пойти на работу – это просто прекрасно. А почему это важно? Потому что в любой момент Господь может нас призвать, хотя вобщем-то мы предполагаем, что доживем до глубокой старости, желаем этого ближним и самим себе.

В Таинстве Евхаристии Господь благословил: «Пейте Мою Кровь, Кровь Нового Завета, за вас, за все человечество, изливаемую, и ешьте Мое Тело, за вас, за все человечество, ломимое во оставление грехов». Также Господь говорил о том, что «Если будете так делать, то Я буду пребывать в вас, а вы – во Мне. По вере вашей да будет вам». То есть вера должна день ото дня укрепляться и усиливаться, потому что благодать человек может получить в Таинстве Церкви настолько, насколько верует, насколько сильна его вера, и как человек готовится к Таинству: глубоко или поверхностно.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники