Первая подготовительная Неделя Великого поста

В Неделю о мытаре и фарисее в храме Спаса на Водах, традиционно для воскресного дня, Божественная литургия была совершена дважды: в 8 и 10 часов.

С этого воскресенья (по-славянски — «Недели») Православная Церковь начинает готовить верующих к Великому посту.

В этот же день воспоминается Собор новомучеников и исповедников Российских, совершается память новомучеников и исповедников Кольских и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

В подготовку к грядущему посту, за Божественной литургией вниманию молящихся в Евангельском чтении предлагается краткая, но назидательная притча Христова о мытаре (сборщике податей) и фарисее (законнике), в котором мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей – человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным. (См.: Евангелие от Луки гл. 18; ст. 10-14).

Два человека — один фарисей, а другой мытарь — вошли в храм помолиться.

Фарисеи в среде иудейского народа составляли особое сословие: обладали знанием Закона Божия и преданий старцев, отличались тщательным исполнением внешних обрядов, но, вместе с тем и лицемерием, как сказано в Евангелии: «Вся же дела творили, да видимы будут человеки» (Мф. 23:5), желая почитаться от прочих людей за добродетельных праведников по видимой святости жизни.

Мытари, сборщики податей в пользу Кесаря, творили много неправды и притеснений людям, а потому считались грешниками.

Фарисей, сказано в притче, став впереди всех, молился так: «Боже! Благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, беспутные, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю. Жертвую десятую часть из всего, что приобретаю».

Мытарь же стоял вдали. Он не смел даже поднять глаз своих к небу, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!»

Слушающим это слово Господь Иисус Христос поведал: «Истинно говорю вам, что мытарь пошел более оправданным в дом свой, нежели фарисей. Потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя — возвысится».

В привычный порядок служб постепенно вплетаются песнопения из Постной Триоди – сборника великопостных гимнов и молитв.

На воскресной утрене впервые исполнялось одно из самых ярких и самых важных песнопений «Покаяния отверзи ми двери», которое мы будем слышать на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до пятого воскресенья Великого поста, посвященного преподобной Марии Египетской. Таким образом, мы можем его услышать 9 раз в течение примерно двух месяцев.

По важности «Покаяния отверзи» можно было бы сравнить с торжественно поднимаемым знаменем, которое сопровождает войска не только во время самой брани, но и непосредственно перед сражением на марше к полю боя.

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

Перевод: Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.

На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

Перевод: Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.

Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.

Перевод: Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники