«Нам же всем Божественное Твое Сретение воспоминающим…»

15 февраля Церковь празднует одни из двунадесятых праздников – Сретение Господне. В нашем храме в этот день было совершено две праздничные Литургии: ранняя, начавшаяся в 7 часов, и поздняя – в 9 часов.
Несмотря на то, что это был рабочий день, молящихся было много на обоих богослужениях.

Слово «Сретение» в переводе со славянского языка означает «встреча». В этот день мы вспоминаем встречу Младенца-Христа и праведного Симеона в Иерусалимском храме, встречу Ветхого и Нового Завета.

На праздничной иконе Сретения мы видим в точности изображенные события этого дня: Матерь Божия передаёт Младенца Христа на руки благочестивому Симеону, который с трепетом принимает Его; рядом с Симеоном стоит пророчица Анна и тоже радостно приветствует Христа; а праведный Иосиф протягивает принесённую жертву — двух голубей.

Всe произошло на сороковой день после Рождества Христова. По иудейским законам женщина после родов сорок дней не могла появляться в Храме. Но если она родила первенца, и этот первенец — мальчик, то на сороковой день родители обязаны были принести его в Иерусалимский Храм для обряда посвящения Богу. Родители должны были принести в жертву Богу, кто побогаче — ягнeнка, бедные — голубиных птенцов. Богоматерь и еe муж Иосиф, хотя и происходили из рода царя Давида, не были богатыми. Поэтому они принесли в Иерусалимский Храм двух голубиных птенцов.

Иисус, как и положено младенцам, мирно спал на руках Матери. Но проснулся, когда к Святому семейству подошeл старец, взял Его на руки и сказал странную и непонятную фразу: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2:29-32).

Этого старца звали Симеон. Поскольку он взял («принял») Иисуса на руки, теперь мы зовeм его Симеоном Богоприимцем. Это был праведный человек, учeный, которому, по преданию, египетский царь Птолемей поручил перевести Священное Писание (состоявшее на тот момент только из Ветхого Завета) с еврейского на греческий язык. И вот, когда святой Симеон взялся за перевод книги пророка Исайи, он «споткнулся» на одном слове. «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», — говорилось в книге. Симеон подумал, что это явная описка, что дева не может родить сына, и собрался исправить это слово на слово «Жена», то есть — женщина. Но в этот момент ангел, который был рядом с Симеоном, так же как и с каждым из нас, сказал ему, что не надо ничего исправлять, в книге все написано правильно, более того — Симеон не умрeт, пока не убедится в этом лично.

Святой Симеон прожил долгую жизнь и в тот день, который мы теперь называем Сретением Господним, оказался в Иерусалимском Храме. Он убедился, что на землю пришeл Спаситель, которого родила именно Дева; и теперь можно спокойно умереть. Вот почему Симеон и сказал те слова: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» Эти слова стали началом одной из первых молитв, которая называется «Песнь Симеона Богоприимца». Эту молитву обязательно читают на Сретение Господне.

Сретение – это ещё и праздник встречи человеческой души с Богом. Такая встреча происходит у каждого человека в жизни, и очень важно не пропустить её, ответить на призыв, обращенный к нашей душе. Нужно постараться, чтобы свет этой встречи горел всю нашу жизнь, чтобы он освещал наш жизненный путь и светил другим.

Хорошо, когда встреча со Христом происходит в юношеском возрасте. Тогда свет Христов освещает человека в течении всей его жизни, дает этой жизни нужное направление, не позволяет заблудиться в терниях греха и порока. Тогда и старость бывает наполнена радостным ожиданием новой встречи со Спасителем, а не горьким сожалением об утраченной молодости и бесцельно прожитой жизни. Именно поэтому праздник Сретения – Встречи стал Днем православной молодежи.

На Литургии после запричастного стиха протоиерей Петр Завацкий зачитал обращение Святейшего Патриарха Кирилла, в котором звучит сердечное поздравление всех с великим двунадесятым праздником Сретения Господня, а также с отмечаемым ныне Днем православной молодежи. В своем обращении Патриарх Кирилл отметил, что «по сложившейся традиции сегодня мы сугубо молились о подрастающем поколении, дабы Господь укрепил в юных сердцах веру и любовь к Богу, даровал молодым людям силы следовать путем Евангелия и способность в сей лукавый век «различать духов» (1 Кор. 12:10), отличая добро от зла, правду ото лжи, настоящее и действительно ценное от сиюминутного, преходящего и наносного.»

По окончании Литургии, на пастырском слове настоятель протоиерей Андрей Амелин рассказал присутствующим об обряде выпускания голубей на Сретение, основанном ещё Патриархом Московским и Всея Руси Алексием. Со слов Патриарха, «…традиция, символизирующая, что птицы уже не в клетке, а на свободе, напоминает, что и в нашей свободной воле — поиск Царствия Божия».

Настоятель отметил, что каждый рожденный младенец должен быть посвящен Богу, то есть крещен и воспитан родителями в православной вере. Встреча с Господом – это самое главное, что должно произойти в жизни человека, к чему он должен стремиться всю свою жизнь. Бог всегда рядом, все клетки организма оживотворяются Духом Святым и Бог обращен к человеку, а от человека зависит, произойдет-ли эта встреча, откроет-ли он сердце своё Богу.

В завершении проповеди, настоятель нашего храма поздравил всех присутствующих с праздником, тех, кто причастился – с принятием Святых Христовых Таин и пожелал всем православным христианам чтобы никогда не оскудевала жажда Бога.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники