«Если ты не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя»

Преподобный Ефрем Сирин говорил: «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя». Именно поэтому началом Великого поста является Чин прощения, совершаемый в храмах на вечернем богослужении Прощеного воскресенья.

В «Поучении в Прощеное воскресенье» Архимандрита Иоанна (Крестьянкина) говорится: «В этот день, по установленному в древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, прощают православные взаимные обиды и согрешения. Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни. Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир — это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель. Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним».

Чин прощения совершается следующим образом. В центре храма на аналоях полагают иконы Спасителя и Божией Матери. Настоятель храма говорит слова наставления и испрашивает прощения у духовенства и прихожан со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика (все, чем) согрешил в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он кланяется, а все присутствующие, поклонившись, отвечают: «Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных». Священник произносит «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас».

Затем настоятель берет напрестольный Крест, и все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналоях, подходят к настоятелю, целуют честный Крест и руку его, держащую Крест, лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются к святым образам и Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга. В знак прощения принято отвечать: «Бог простит и я прощаю, и ты меня прости», прощая человека не формально, на словах, а искренне, от всего сердца.

В своем напутственном на Великий пост слове, настоятель нашего прихода протоиерей Андрей Амелин пожелал присутствующим «провести пост с пользой для души, без фарисейства. Если кто-то по состоянию здоровья не может выдерживать строгость поста, можно взять благословение на послабление. Стараться уменьшить количество пищи, отказаться от тяжелой пищи, так как она, отягощаяя дух, отвлекает от молитвы, но не изнурять себя голодом, чтобы во время молитвы иметь бодрость телесную. Полезно определить в себе какой-нибудь грех, особо терзающий душу и постараться с Божией помощью искоренить его в себе».

Чин прощения – это одно из самых трогательных богослужений Православной Церкви, совершаемое под проникновенное исполнение покаянных песнопений и стихир Пасхи. Приглушенный свет. У многих людей на глазах слезы, а на душе каждого — светло и радостно.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники