День Святой Троицы — день рождения Церкви Христовой. Беседа в канун праздника с клириком храма «Спас-на-Водах»

Сошествием Святого Духа на апостолов начинает свое бытие Церковь Христова, поэтому день этот во всех православных храмах отмечается с особой торжественностью. На богослужении читается семь  коленопреклонных  молитв о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении усопших, в том числе и тех, кто находится в аду.

В приближении праздника мы попросили клирика прихода Спасо-Преображенского морского кафедрального собора города Мурманска  иерея Бориса Абдуллаева ответить на некоторые, наиболее обсуждаемые прихожанами, вопросы.

— Отец Борис, какова история грядущего праздника?

— В десятый день по Вознесении Господа нашего Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, ученики и Дева Мария находились в Сионской горнице. В третий час дня все услышали  очень сильный шум и в воздухе появились яркие трепещущие языки пламени. Это был не обычный огонь, — он светил, не обжигая, как тот огонь,  который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и почили, то есть остановились по одному на каждом их них. Вот таким видимым образом Дух Святой сошел на апостолов, и они изменились, стали другими людьми: они наполнились удивительной Божией силой и пошли по всему миру, во все концы земли проповедовать Евангелие (благую весть), устраивать поместные церкви, и самой смерти не боялись.

Таким образом, праздник Пятидесятницы, иначе говоря Троица – это день явления Духа Божиего в христианской Церкви. Бог-отец положил ей начало ещё в Ветхом Завете, когда Он действовал через пророков. Бог-сын, родившись, воплотившись, создал Церковь здесь, на земле. Бог-Дух Святой действует в ней и сейчас и до конца времен, как мы знаем «врата адовы не одолеют церковь», которая будет укрепляема Духом Святым. Дух Божий действует и в людях, в Таинствах священства, то есть церковь живет Духом Святым. В явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы

— Почему праздник называют Пятидесятница?

— Праздник получил такое название потому, что событие, которое мы воспоминаем, произошло в 50-й день после Пасхи. Есть ещё Ветхозаветная Пятидесятница, когда Моисей получил заповеди от  Бога на Синайской горе. Но мы сейчас говорим о Пятидесятнице Новозаветной. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

— Отец Борис, День Святой Троицы принято считать днём рождения Церкви Христовой? С чем это связано?

— В евангельском отрывке, который читают на день Пятидесятницы, говорится о том, что после сошествия языков пламени, в людях произошло внутреннее изменение, совершившееся в их душах: они стали «исполнишася вси Духа Свята». И Дева Мария и апостолы ощутили необыкновенную силу, действующую в них. Свыше им был дан новый дар, необходимый для проповедования Евангелия по всему миру – они заговорили на языках, который не знали ранее.

И  люди, собравшиеся на иудейский праздник, хоть и были из разных стран, но каждый из них услышал, что из горницы доносится речь на его языке. К людям вышел апостол Петр, который рассказал им о Христе и призвал креститься. В тот день 3000 человек уверовали во Христа и приняли Святое Крещение. Сразу во многих людях произошло такое изменение, потому принято считать, что в день Святой Троицы возникла христианская Церковь.

— Откуда пошел обычай украшать храмы и жилища зеленью в праздник Пятидесятницы?

— Ветви деревьев, растения, цветы, а в южных регионах – свежескошенная трава, которой устилают полы храмов на Троицу, — это всё  напоминание из ветхозаветной Церкви о той священной дубраве, в которой патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников.

И вместе с тем, обновляющаяся природа указывает нам на таинственное обновление наших душ силою Святого Духа и служит призывом к духовному обновлению и к жизни во Христе.

— Каково духовное значение праздника, его духовная польза и радость?

  Проповедование христианского учения и совершение  таинств  апостолы совершали  через рукоположение священнослужителей. Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам, в виде огненных языков, теперь подается в нашей Святой Православной Церкви невидимо — в ее святых Таинствах через преемников апостолов — пастырей Церкви.

В Таинствах через священников действует Дух Святой.  По вере человека, например, при Соборовании,  происходит исцеление или улучшение состояния болящего, Господь продлевает дни земной жизни. Или вот, например, мы  искренне молимся, постимся, понуждаем себя в чем-то, просим у Бога, и Господь нам даёт утешение, как-то изменяются обстоятельства. Это и есть действие Духа Святого здесь на земле. 

Духовная радость – это радость посещения Богом, когда мы укрепляемся Духом Святым. Это хорошо видно на примере новомучеников. Многие из них переносили страшные скорби и обстояния, но все свидетельствовали  о том, что Господь их укреплял, по их вере, надежде, смирению.

— Отец Борис,  есть-ли  в вашей священнической  практике примеры присутствия Духа Святого?

— По благословению правящего архиерея уже на протяжении щести лет я выполняю послушание настоятеля Церкви прп.Трифона Печенгского  в норвежском городе Киркенес.

Наши прихожане – это люди из разных уголков России, большинство из Мурманска, Карелии и Архангельска, также из Украины, Белоруссии,  Прибалтики. Сейчас у них всех есть вид на жительство, они постоянно проживают на территории Норвегии.  И они тянутся, жаждут церковной жизни, а  я, как настоятель, данными мне полномочиями содействую этому.

Для меня молитва в этом храме особенная: там люди все поют, чувствуется соборность и общее делание. Я совершаю литургию, а присутствующие на богослужении мне помогают пением. Для меня это как  гимн Пятидесятницы: мы все вместе находимся в горнице и все вместе молимся, объединяемые Духом Святым, посреди нас Христос. Богослужение простое, поем мы незаурядно самые простые напевы,  подстраиваемся друг под друга, слышим и держим тональность. И что очень важно – людям это нужно, они приходят на литургию, ждут её.

На нашем приходе – мы все как одна семья, едины духом.

Обычная приходская жизнь всегда связана со многими заботами. Так и у нашего небольшого прихода бывают и трудности и искушения, но община берет на себя всё попечение о его деятельности. И Господь, видя труды и искреннюю любовь ко ближнему, по молитвам всё устрояет, Духом Святым всё созидается.  Когда люди жертвенно трудятся во славу Божию, то Господь как бы ближе. В Киркенесе это очень явно чувствуется.

Преподобный Трифон Печенгский – удивительный святой, великий подвижник. И пусть многие, особенно за пределами наших северных широт,  его не знают, но от этого его святость не теряется. Как говорится в его житии, лопари его изначально не принимали, били, а он смирялся и всё равно проповедовал, просвещал их, уповая на помощь Творца. И всё у него, милостию Божией, получилось.

В духовное назидание я часто повторяю своим прихожанам простые, но очень значимые слова, которые написаны на иконе преподобного Трифона, и позволю себе сейчас их адресовать посетителям сайта: «Не ослабевайте, братия, упованием на Бога». Это значит, что нужна искренняя вера и всё будет созидаться Духом Божиим, который является одной из трех ипостасей Святой Животворящей Троицы.

Фото из личного архива клирика храма «Спас-на-Водах» иерея Бориса Абдуллаева, настоятеля Церкви прп.Трифона Печенгского  в норвежском городе Киркенес:

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники