“Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5, 14 — 15).

Седьмого марта, Великим постом в нашем храме было совершено первое, из трех запланированных, Таинство елеосвящения (соборования). Согласно расписания, два последующих намечены на 20 марта и 4 апреля.

Таинство елеосвящения, или Соборование — одно из семи Таинств Церкви, состоящее в помощи болящим, чающим выздоровления от недугов телесных и душевных. Из-за несовершенства памяти человек, участвуя в Таинствах Церкви, может исповедовать не все свои согрешения, поэтому, в надежде на то, что Господь услышит нас, мы с сокрушенным сердцем испрашиваем в молитвах прощения забытых не исповеданных  грехов (но не сокрытых сознательно). Таинство елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе.

Во время соборования православный христианин семикратно помазуется священниками освященным елеем, смешанным с красным вином. При этом многократно читается Евангелие, звучат молитвы о болящем. Все это совершается ради исцеления души и тела христианина. Тем самым в Елеосвящении, при соборной церковной молитве и при помазании человека освященным елеем с вином, на болящего христианина нисходит благодать Божия, способная исцелять как его физические, так и духовные болезни.

Но от соборования нельзя ожидать немедленного выздоровления. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Некоторые люди воспринимают соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными– не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нeт!

Благодать в любом случае действует через освященный елей, но действие это обнаруживается, по смотрению Божию, неодинаково: одни совершенно исцеляются, другие получают облегчение, в третьих пробуждаются силы для благодушного перенесения болезни. Прощение же грехов, забытых или неосознанных, всегда даруется соборующемуся.

Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к Таинству соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них.

Приступающий к Таинству, должен приготовиться покаянием и исповедованием своих прегрешений, и после или прежде елеосвящения приобщается св. Христовых Таин.

Во время соборования, елеем (маслом) помазуются лицо, руки и грудь, поэтому приходить желательно в одежде, позволяющей осуществить помазание.

По завершении Таинства протоиерей Петр Завацкий рассказал присутствующим о глубоком смысле происходящего, о том, что участвовать в этом Таинстве нужно всегда с рассуждением, руководствуясь церковными правилами. Так же предостерег собравшихся от существующих суеверий, связанных с этим одним из семи великих Таинств Церкви, и рассказал о недопустимости долговременного хранения и порчи елея в домашних условиях.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники