«Апостол проповедание и отец догматы Церкви едину веру запечатлеша…»

В Неделю 7-ю по Пасхе святых отцев I Вселенского Собора Божественную литургию в храме «Спас-на-Водах» возглавил протоиерей Петр Завацкий. Ему сослужили иерей Борис Абдуллаев, иерей Игорь Степовый и клирики прихода.

НА ПАСТЫРСКОМ СЛОВЕ протоиерей Петр Завацкий поздравил всех присутствующих с Днем России словами о том, что этот праздник чтим нами и важен для нас, так как в наше тревожное, такое ныне не спокойное время, Россия жива, Божией милостию, не смотря на междоусобные нестроения.

В толковании истории христианского праздника сегодняшнего дня, когда Церковь воспоминает святых отцев I Вселенского Собора, отец Петр упомянул о том, что итогом I Вселенского Собора был не просто документ, а именно молитва, которую мы поем на каждой Божественной литургии, молитва Символ Веры.

Зачастую многие затрудняются ответить на вопрос от кого исходит Святой Дух, а ведь в восьмом члене Символа Веры есть прямой ответ – «И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго». Мы должны знать догматы Церкви, чтобы никто не смог увести, уклонить нас от истинного православия, истинной веры. Невидимый враг нападает на Церковь, его главная цель – разрушить государство, но нас объединяет вера и в этом наша сила.

Будем признательны нашим предкам – святым отцам I Вселенского Собора, которые своими трудами сохранили целостность Церкви, не допустили её раскола и Церковь осталась незыблемой. В преддверии грядущего Всеправославного Собора, отец Петр призвал всех более усердно молиться в эти дни за нашего Патриарха Кирилла, за всё священноначалие и в молитве просить святых отцов I Вселенского Собора, чтобы они вразумили нас прожить эти дни без осуждения, и чтобы грядущие события укрепили Церковь.

Память I Вселенского Собора празднуется Церковью Христовой с древнейших времен. Господь Иисус Христос оставил Церкви великое обетование: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16, 18). В этом радостном обетовании находится пророческое указание, что, хотя жизнь Церкви Христовой на земле будет проходить в трудной борьбе с врагом спасения, победа на Ее стороне. Святые мученики засвидетельствовали истинность слов Спасителя, претерпев страдания за исповедание Имени Христова, и меч гонителей склонился перед победоносным знамением Креста Христова.

С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли ереси, на борьбу с которыми Церковь созывала Вселенские Соборы. Одной из опаснейших ересей было арианство. Арий, александрийский пресвитер, был человеком безмерной гордыни и честолюбия. Он, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов. Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин направил епископа Осию Кордубского и, получив от него Удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился созвать Вселенский Собор. По приглашению святого Константина в город Никею в 325 году собрались 318 епископов — представителей христианских Церквей из разных стран.

Среди прибывших епископов было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви — святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, и другие, почитаемые Церковью святые отцы.

Александрийский Патриарх Александр прибыл со своим диаконом Афанасием, впоследствии Патриархом Александрийским, названным Великим, как ревностный борец за чистоту Православия. Равноапостольный император Константин присутствовал на заседаниях Собора. В своей речи, произнесенной в ответ на приветствие епископа Евсевия Кесарийского, он сказал: «Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной битвы и несравненно пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией».

Арий, имея своими сторонниками 17 епископов, держался гордо, но его учение было опровергнуто и он отлучен Собором от Церкви, а святой диакон Александрийской Церкви Афанасий в своей речи окончательно опроверг богохульные измышления Ария. Отцы Собора отклонили символ веры, предложенный арианами. Был утвержден православный Символ веры. Равноапостольный Константин предложил Собору внести в текст Символа веры слово «Единосущный», которое он часто слышал в речах епископов. Отцы Собора единодушно приняли это предложение. В Никейском Символе святые отцы сформулировали апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы — Господа Иисуса Христа. Ересь Ария, как заблуждение гордого разума, была обличена и отвергнута. После решения главного догматического вопроса Собор установил также двадцать канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники